На страницу Новости

Пегас-Агро: мы — тот самый пример импортозамещения, о котором все говорят, но мало кто делает

Интервью с сотрудником завода «Пегас-Агро»

Светлана Анатольевна, у Вашего завода очень интересная история: в 1998 году предприятие начало работать как авиастроительное. Как случилось, что из авиации компания пришла в сельское хозяйство?

Практически весь наш инженерный состав – это выпускники аэрокосмического университета Самарской области. И начинали мы с дельталетов и небольших самолетов, которые применялись для химобработки полей.

Мы люди вдумчивые, поэтому решили вникать досконально – в начале 2000-х приобрели около 2 тысяч гектаров земли, начали работать. Это сейчас мы разрослись до 16 тысяч га, работаем по технологии «no-till» и показываем хорошую рентабельность. А тогда, естественно, прошли весь спектр мучений, который проходит начинающий сельхозтоваропроизводитель. Мы погрузились в суть вопроса и выяснили, что никто в мире авиацией поля не обрабатывает: дорогая себестоимость гектара, низкое качество обработки, зависимость от погодных условий. И когда мы все это узнали уже опытным путем – поняли, что надо спускаться с небес на землю. Буквально.

Тогда был разработан наш первый самоходный опрыскиватель «Туман-1». У нас не было задачи – скопировать существующий импортный аналог. Мы от авиации, и проектировали, следуя принципам именно авиастроения: машина должна быть максимально легкая, максимально быстрая, максимально прочная и без потери качества решать более широкий спектр задач, чем импортные самоходники. Поэтому и аналогов сегодня этой машине нет, она не похожа на другую технику.

Но и от крыльев мы отказаться не можем: наш «Пегас» – конь, который пашет в поле, но с крыльями!

В сельском хозяйстве женщин-руководителей очень мало, а в сельхозмашиностроении и вовсе – я, пожалуй, знаю только Вас. Это не мешает в такой «неженской профессии»?

В этом есть психологический момент – мужчине трудно отказать женщине (смеется), особенно если она говорит с ним на одном языке, поэтому без «Тумана» от нас никто не уходит!

А если серьезно, ты понимаешь, что создаешь что-то своими руками, приносишь людям реальную пользу. И именно вот эта созидательная нотка приносит большую радость, окупает все сложности, с которыми приходится сталкиваться.

По образованию я – инженер-конструктор космических летательных аппаратов. И, когда в 2011 году я стала директором предприятия, здесь было, по сути, «чисто поле»: один сборочный цех, делали штук 50 «Туманов» в год.

Для того чтобы развивать предприятие дальше, нужно было не только досконально понимать технологию производства, но и знать технологии земледелия. Поэтому я очень много ездила в хозяйства, изучала, встречалась с нашими клиентами. Я и сейчас продолжаю учиться. Но теперь уже смотрю, как работают заводы более высокого уровня, потому что у нас в планах расти дальше, строиться всерьез и надолго. Ведь всякий «Завод-гигант» с чего-то начинался, а мы пока еще очень молоды. Завод развивается совсем недавно, но очень активно. И это видно по качеству нашей машины, по отзывам наших клиентов.

Действительно, последние, наверное, три года мы все чаще слышим об успехах Вашего предприятия: завод наращивает производство, представляет новые модели и модификации техники.

Да, это так, за последние три года мы совершили очень серьезный рывок, и это подтверждают цифры: например, в 2015 по сравнению с 2014 годом рост производства составил 186%. Сейчас год еще незакончен, но рост уже более 130%.

Что повлияло на такой рывок в развитии предприятия?

Внедрение производственной системы. Это система лин-менеджмента или «бережливого» производства.

В какой-то момент мы просто подумали: у нас работают профессионалы, с хорошими идеями, но очень много проблем – с качеством, когда от клиентов мы слышим жалобы, с увеличением объемов выпуска, с комплектующими и так далее. То есть все «болезни роста» налицо.

Тогда мы решили познакомиться с опытом других компаний. И когда в 2012 году побывали на производстве завода КАМАЗ, мы были просто шокированы. У них на тот момент новая машина сходила с конвейера каждые 4 минуты, в то время как у нас – максимум 8-10 машин в месяц.

С помощью их специалистов мы начали выстраивать эту систему и обучали наших сотрудников в течение полутора лет. За эти полтора года мы осознанно не увеличивали объем производства. Выявили основные проблемы, узкие места и, главное, что с этим дальше делать, как эти проблемы решать.

Но и наращивание объемов производства не заставило себя долго ждать, к тому же оснащение завода действительно впечатляет: современное высокоточное оборудование во всех цехах.

Многие гости, познакомившиеся с нашим предприятием, спрашивают: зачем вам такое количество оборудования? И действительно, сейчас его даже переизбыток. Но у нашего завода есть совершенно определенные цели. Мы готовимся к ещё одному качественному рывку –объем выпускаемой техники должен удвоится, а затем и утроится.

Сейчас, например, с конвейера сходит 350 машин. К 2018 году мы должны выйти на цифру 600 машин. А к 2020 – на 1000 машин. Для этого нужны и новые станки, и обученные люди.

Сейчас все говорят о «кадровом голоде», как Вы решаете эту проблему?

Проблема с кадрами есть у всех, и у нас в том числе. Сегодня на заводе работает более 160 человек. И я часто слышу вопрос, где вы берёте таких специалистов? Отвечаю: сами растим.

Иногда проще взять человека, который ничего не умеет, но у которого «глаз горит», самим вырастить из него специалиста высочайшего класса, чем переучивать готового, но не болеющего за общее дело.

Система оплаты труда и мотивация у нас выстроена таким образом, что даже если человек ничего не умеет, но хочет научиться, работать и зарабатывать, то он это может сделать.

Мы внимательно наблюдаем за новым сотрудником: как он думает, как проявляет инициативу. И если человек справляется, мы даем ему возможность карьерного роста.

Заработная плата на нашем заводе в среднем выше, чем по рынку в области, и складывается, в том числе, и из тех навыков, которыми владеет специалист.

Радует работников и хороший соцпакет: для сотрудников у нас бесплатное питание, автобус, спецодежда, летние отпуска и многое другое.

Есть программа поддержки молодых семей вплоть до приобретения жилья.

С моей точки зрения, любому молодому человеку нужно, чтобы у него были интересная работа, хороший доход и крыша над головой. Всё это, безусловно, обеспечивает наше предприятие, поэтому и текучки у нас нет.

Я горжусь тем, что мне удалось собрать коллектив единомышленников. У нас очень хорошая команда.

С 2012 года завод является поставщиком Росагролизинга, расскажите о сотрудничестве с агропромышленной лизинговой компанией?

Объемы производства у нас значительно выросли, это отражается и на динамике сделок с Росагролизингом. Сейчас доля поставок по федеральному лизингу составляет около 15% от объема производимой нами техники. Конечно, хотелось бы эту цифру увеличить.

Механизм приобретения техники с использованием программ Росагролизинга очень выгоден для наших покупателей. Для оказания помощи в оформлении пакета документов, соответствующих требованиям Росагролизинга, на нашем предприятии выделен отдельный специалист.

Но вам приходится идти на уступки, ведь завод даёт 10-процентную скидку клиентам, которые приобретают технику по федеральному лизингу?

Да, потому что Росагролизинг - это серьезный партнёр федерального уровня, совместная работа с которым обеспечивает нашему предприятию, в том числе, стабильное присутствие на рынке.

К тому же многие клиенты, поработав с Росагролизингом, уже по-другому приобретать технику не хотят, почему мы должны их терять?

На одной из выставок к нам подошел наш клиент из Ростовской области, рассказал, что недавно купил трактор через Росагролизинг и теперь «ни за свои деньги, ни в кредит» ничего покупать не будет – только по лизингу. И это естественно, потому что с точки зрения денег – это очень выгодно. Этот механизм дает возможность приобрести технику сельхозпроизводителям, которые другими путями купить её не могут.

Вы рассказали о планах на серьезное увеличение объемов производства, а стоит ли аграриям ждать расширения номенклатурной линейки? Есть ли «премьеры», которые Вы готовы анонсировать?

Если говорить о новинках 2017 года, то мы уже испытываем нашу новинку – еще один модуль к машине «Туман-2М» - Мультиинжектор. Ожидаем, что он будет востребован на юге России, в хозяйствах, которые занимаются «минимальным» или «нулевым» земледелием, в том числе для подкормки озимых. С его помощью можно делать точечную подкормку растений под корень – экономия химпрепарата огромная. Импортные аналоги стоят примерно 190 тысяч евро.

У нас же это будет ещё один сменный модуль, который работает на базе «Тумана-2М». И это очень удобно – для нового вида работ не надо приобретать новую машину: купил один раз «Туман-2М» и только меняешь модули, работать можно с ранней весны и до поздней осени.

Кроме того, сейчас мы сняли с производства «Туман-1», выпускать его больше не будем. Ему на смену пришел «Туман-1М» – модифицированная, улучшенная машина, в которой нам удалось сохранить все существующие плюсы машин данного класса и добавить новые.

На мой взгляд, мы хороший пример импортозамещения – от построенного своими силами завода до выпуска готовых машин с высокими конкурентными преимуществами.